Аркадий Ротенберг займется спасением подростков от «влияния улицы»

12:09 (14.02.2018)

Бизнесмен Аркадий Ротенберг собирается запустить серию бесплатных лекций на понятном для подростков языке и создавать вирусный контент во «Вконтакте» и Telegram
Фото: Sebastian Kahnert / dpa-Zentralbild / dpa

Чтобы сами пришли

Бизнесмен Аркадий Ротенберг планирует запустить «равлекательно-развивающий» проект с серией бесплатных лекций для подростков от 12 до 16 лет. Об этом предприниматель рассказал РБК. Одна из целей проекта уберечь детей от «негативного воздействия улицы», в частности АУЕ ( идеологии, пропагандирующей в соцсетях уголовную субкультуру), подчеркивает Ротенберг.

Предварительная сумма инвестиций в обучающий проект еще не определена — все зависит от того, насколько он окажется интересен детям, уточнил он. Создание и развитие проекта Ротенберг рассматривает как «социальную инвестицию». «Раньше я уже пересекался с образовательным направлением, когда работал в проекте издательского дома «Просвещение», из которого в итоге вышел. И, если в том случае основной целью был бизнес, то сейчас мы займемся развитием детей и подростков, не ориентируясь на какую-либо финансовую выгоду», заявил он, отметив, что все мероприятия проекта будут бесплатными для подростков.

Договоренностей с министерством образования и науки, министерством культуры или другими государственными институтами у бизнесмена нет. «Надо, чтобы дети приходили сами, чтобы их не направляла к нам школа или какая-то другая образовательная организация», — указал он.

Название проекта еще не определено, рабочий вариант — «Кругозор», рассказал Ротенберг. Масштаб также еще не ясен — бизнесмен не ставить себе целью обязательно создать глобальный проект. «Мы будем делать все поэтапно, начнем с Москвы, затем Санкт-Петербург. Сначала запустим пилот, который, при успешной реализации, можно будет масштабировать. Надо попробовать, понять, что вообще интересно детям, что может по-настоящему их увлечь», — пояснил он.

Кто такой Аркадий Ротенберг

Аркадий Ротенберг занимает 39 строчку среди 200 богатейших бизнесменов России по версии Forbеs с состоянием $2,6 млрд.

В 1978 году окончил Ленинградский государственный университет физической культуры им. П. Ф. Лесгафта, доктор педагогических наук. Более 15 лет проработал тренером по дзюдо. Друг детства президента Владимира Путина, они вместе занимались в секции дзюдо, в 1970-х годах участвовали в съемках фильма «Ижорский батальон». Вместе с Путиным был в числе авторов учебника «Искусство дзюдо — от игры к мастерству». В апреле 2014 года, говоря о введении санкций США против Ротенберга, Путин назвал его своим хорошим знакомым и другом.

Владеет 100% долей в компании «Стройгазмонтаж», 80% в «Минудобрения», 35% в TPS Avia и 49,99% в СМП Банке. В конце 2017 года Ротенберг вышел из числа совладельцев издательского дома «Просвещение», крупнейшего игрока на рынке учебников в России. С 2014 года ему принадлежала доля в 25% капитала издательства. За этот период ИД значительно улучшил свои финансовые показатели. По данным базы СПАРК, в 2013 году издательством было заключено два государственных контракта на общую сумму 459,9 тыс. руб. В 2016 году их стоимость превысила 5,44 млрд руб.​

Пойти в Telegram

Ротенберг собирается создавать форматы, «обладающие вирусным потенциалом». Для этого он планирует найти специалистов из разных сфер, которые создадут подходящий контент на понятном и интересном для детей и подростков языке. «Тут самое главное, чтобы были люди, которые могут зажечь, а не те, которые придут и: «Бу-бу-бу, бу-бу-бу», таких никто не будет слушать», — подчеркнул он в разговоре с РБК.

Задача команды, готовой подключиться к проекту, — постоянно генерировать контент, как для онлайн, так и для офлайн его составляющей. При чем в его создание должны быть вовлечены не только взрослые, но и дети, полагает Ротеберг. По его мнению, это позволит сделать проект интересней. «Мы со своей стороны будем обеспечивать их площадками и всем необходимым для проведения мероприятий в разных форматах».

Одна из возможных офлайн площадок для проведения лекций и занятий — это детский лагерь «Артек». Уже несколько лет компания Ротенберга «Стройгазмонтаж» выступает подрядчиком по реконструкции и строительству в лагере. Другие потенциальные площадки — павильоны ВДНХ и «Москвариум». В качестве онлайн-площадок бизнесмен собирается использовать любые популярные у подростков социальные сети и другие ресурсы. «Мы будем идти туда, где есть дети. Неважно. Они есть во «ВКонтакте» — мы будем делать интересный контент для «ВКонтакте». Они в Telegram — мы пойдем за ними в Telegram. Появится что-то новое — мы пойдем туда и будем подстраиваться под привычную для них среду, не пытаясь вытянуть их в свою», — рассказал Ротенберг РБК.

Негативное воздействие улицы

Идея проекта появилась у Ротенберга после того, как летом 2017 года он помог Боспорской археологической экспедиции, работавшей недалеко от места строительства Крымского моста, который также возводит«Стройгазмонтаж». Он оплатил пребывание в экспедиции небольшой группы детей. Ротенберг не назвал сумму, уточнив, что она была невысокой. «Многие говорят, что нельзя детей лишать детства. Но, руководствуясь своим родительским опытом, я считаю, что дети должны быть заняты как можно больше времени. Очевидно, что принуждать их бесполезно, а вот заинтересовать можно и нужно», — пояснил он свое решение.

Ротенберг подчеркивает, что его проект направлен на всех детей, не на талантливых или нуждающихся в помощи. «Мы хотим, чтобы большинство детей, живущих в нашей стране, получило доступ к развлекательно-развивающему контенту и интересным инициативам и смогло выбирать для себя что-то не только внутри системы образования», — сказал Ротенберг. Он отметил, что, по оценкам специалистов, участниками его проекта могут стать 2-3 миллиона подростков.

Сегодня довольно много обучающих свободных платформ, но большинство из них направлено на взрослых, заметила руководитель Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. «Такой проект необходим, главное не привлекать к нему закостеневших преподавателей, все должно проходить в игровой форме, дети должны быть максимально вовлечены», — считает она. Абанкина полагает, что для такого проекта можно привлекать команды-победители крупных олимпиад. «Они сами еще дети и понимают, что нужно такой аудитории. Кроме того, это недорогой ресурс, простите мне такое замечание», — указала она.

Задача поставлена практически невыполнимая, уверен лидер краудсорс-проекта EduNet «Образование будущего» Андрей Комиссаров. «Дети этого возраста не очень склонны смотреть занятия онлайн. А чтобы они пришли на офлайн-занятие, даже очень интересное, — их надо зажечь. У них отсутствует такая важная штука как осознанность. Они очень слабо рефлексируют. Они руководствуются совсем другими мотиваторами — модно, прикольно, повышение статуса», — заметил Комиссаров.